фoтo: Лилия Шaрлoвскaя
В кaкoм-тo смыслe сoбрaвшимся нa плoщaдкe истoричeскoгo пaркa «Мoя Рoссия» пoвeзлo: тeкст Лeoнидa Юзeфoвичa o гoрoдe Улaн-Удэ и рeкe Сeлeнгe им пoсулили в испoлнeнии нe oднoй, a срaзу двуx звeзд — Юрия Лoзы и Сoфьи Никитчук. Нo oбa сильно опаздывали. И это, пока организаторы кляли пробки, вызванные плохой погодой, позволило познакомиться с участниками поближе — в основном, людьми молодыми, до 30 лет, хотя и с некоторыми вкраплениями пожилых.
На регистрации знакомлюсь с парой: Вован и Олеся, студенты. Говорят, что пришли писать диктант впервые, но сделают это с удовольствием: «Потому что прикольно, да и дома скучно сидеть». Спрашиваю, семья ли они, и ребята одновременно кивают: она — положительно, он — отрицательно. Упс!
Не дожидаясь развития событий, быстро поднимаюсь на самый верх аудитории и завожу разговор с другой парой. Там все проще: это бывший инженер-конструктор Юлия и ее пятилетняя внучка Соня. Они живут неподалеку и часто здесь гуляют, а сегодня решили написать диктант. Бабушка сделает это всерьез, а внучка, не дождавшись задержанных нелетной погодой «диктаторов», уже написала целый столбик слов печатными буквами, к слову сказать, очень ровными для ее возраста. Вот оно, будущее поколение участников Тотального диктанта!
Соня все явственнее томится затянувшимся ожиданием. Бабушка осуждающе говорит о «недисциплинированности» преподавателя. А организаторы развлекают аудиторию извинениями и видеороликами. Наконец сообщают: приехали! И пока «диктаторы» добираются до зала, рассказывают, как будем писать работу: сначала повторение правил, затем видеозапись текста в исполнении автора, а уже после того — диктовка «вживую». Но не дуэтом, как, развлекаясь ожиданием предположил зал, а по очереди. Сначала вице-мисс, а потом поп-певец.
Поначалу кажется, что вице-мисс мира диктует про бывший Верхнеудинск, а ныне Улан-Удэ слишком медленно. Собираюсь с ехидными мыслями по ее поводу, но затем вижу: только мы, старшие, царапаем свои тексты довольно шустро, а большинство зала едва успевает. Всё ясно: поколению «больших пальцев» нет равных в скорости набора текстов, а вот писать от руки они не мастаки. И читают мало: слов, вроде эвенкийский или ссыльный явно не знают и переспрашивают.
Место Софьи занимает Лоза: «Сейчас вам будет чуть проще,- обещает он залу.- Потому что красивые девушки всегда отвлекают. А на меня-то что смотреть?!»
Увы, проще не становится. Скорее, наоборот: поп-певец гонит так быстро, что за ним успевают только старшие, а остальной зал начинает роптать.
— Как это не успеваете?- изумляется он.- Я в ваши годы успевал!
И тут же «играет» голосом длиннющее предложение про бурятов в национальных халатах, но затем все же обещает «контрольный в голову» — повтор.
После предложения о памятнике Ленину в Улан-Удэ в виде головы вождя, Лоза снова не выдерживает:
— Видел я эту голову, ребята, это — что-то! — сообщает он залу.- Смешнее только памятник Ленину в Оренбурге: там поставили огромный постамент, а деньги на том и закончились. И на него установили крохотную фигурку с вытянутой ручкой. Смех!
Увы, залу не смешно: увлекшись ленинианой, Лоза пропускает в диктовке часть текста, диктует остальное, и что с этим теперь делать не знает:
— Ёперный бабай!- огорчился он.- Я на вас засмотрелся и пропустил кусок! А чего в таких случаях делают? Вы сможете у себя текст поправить?
Организаторы разрешают «считать предыдущий абзац следующим» и, окончательно запутав зал, велят просто зачеркнуть вылезшую вперед часть текста, а затем, после пропущенного куска, написать ее снова.
— Проверяльщиков мы предупредим,- обещают они.
— Ничего, зато ваш диктант будет самым оригинальным,- утешил участников Лоза. Но затем расстроился сам: «Блин, пригласили старика!»
Как позже признался Лоза журналистам, «текст диктанта был сложным: много неожиданных оборотов, редко используемых слов, географических и этнических терминов, которые москвич вряд ли поймет». У него самого, как оказалось, в школе по русскому была «тройка» — впрочем, как и по всем остальным предметам: «Но зато я был чемпионом школы по четырем видам спорта»,- похвастался он. Ну а стать «диктатором», уточнил певец «МК», он решил, поскольку «приятно сознавать, что в выполнении главной задачи — восстановлении русского языка и культуры, которые, к сожалению, сейчас из-под нас выбивают, — есть и моя капля труда».