фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
В xoлoдный oсeнний дeнь в нoябрe прoшлoгo гoдa кoрпoрaтивный юрист Нaтaлья Ивaнoвнa Кoшeлeвa (дaнныe измeнeны пo прoсьбe истицы) oчeнь спeшилa с рaбoты дoмoй, дa вoт нeзaдaчa — билeты внeзaпнo зaкoнчились! Oтстoяв нeмaлую oчeрeдь, oнa пoпытaлaсь приoбрeсти прoeзднoй нa 60 пoeздoк. Кaссиршa зaявилa ей, что билетов на такое количество поездок не бывает, и предложила проездной на 40 входов в подземелье. Времени на раздумья у Натальи не было, поэтому, расплатившись, она схватила заветную красную карточку и поспешила к турникетам.
— На следующий день в случайном разговоре с коллегами я узнала, что кассир меня обманула, — рассказывает Кошелева. — Поэтому я все же приобрела «Единый» на 60 поездок, так как каждая в нем стоит дешевле, а купленный ранее решила сдать (к тому моменту на нем оставалось 37 поездок). Я позвонила на «горячую линию», которая указана на сайте метро, где мне ответили, что затраты мне возместят — нужно лишь лично обратиться в сервисный центр. Но ни через месяц, ни через полтора обещанная сумма мне так и не пришла. Я позвонила в бухгалтерию метрополитена. Дама на другом конце провода отрапортовала: «Денег нет и не будет».
После неожиданного отпора Наталья стала писать письма во все инстанции: Роспотребнадзор, прокуратуру на метрополитене и т.д. Но в ответ получала лишь отказы. Поняв, что другой возможности добиться справедливости у нее больше нет, Кошелева отправилась с иском в суд.
— Я подумала, что если я не буду судиться, то они и дальше будут нарушать права, — объясняет свой поступок Наталья Ивановна. — Юристы подземки, участвующие в слушаниях, обвиняли меня, что я подала иск специально, чтобы с ними посудиться. Но хоть я и за справедливость, просто так ходить по судам и писать заявления не стану. Мне мое время так же дорого, как и любому человеку.
Сами же слушания и вовсе напоминали поговорку: «немой глухому говорит». Представители метрополитена настаивали на нецелесообразности возвращения денег. Мол, услуга-то была оказана.
— Мои оппоненты уверяли, что закон «О защите прав потребителей» в этом случае не действует, — говорит Кошелева. — Они ссылались на закон «О внеуличном транспорте», совершенно не смущаясь, что он вступает в силу лишь с конца декабря этого года. По их логике, метрополитен потратился на то, чтобы оказать мне услугу. А то, что я ей не воспользовалась, — мои проблемы. Хотя в билете не указано, куда, на каком поезде и во сколько я должна была поехать. Когда же мы с представителем метро беседовали кулуарно в коридоре, он мне объяснил: есть риск, что люди начнут зарабатывать на таких судах. Механизм таков: чем больше поездок, тем дешевле одна. Но если сдавать билет, то в кассе вы получите компенсацию за каждую неистраченную поездку исходя из ее официальной стоимости 55 рублей. Внутреннего акта на возврат частично потраченного проездного у метрополитена нет. Поэтому чиновники надеются, что исковые суммы достаточно небольшие и мало кто пойдет в суд.
В итоге после почти полугодичных мытарств Наталье Ивановне удалось добиться положительного решения в 267-м участке мирового суда и обязать метрополитен раскошелиться. Компенсации за поездки, моральный ущерб, неустойка и штраф — все это в общей сложности составило в районе 5500 рублей. Но и эту сумму столичная подземка выплачивать москвичке не собирается. Юристы предприятия обжаловали приговор, и в июне Кошелева снова отправится в суд.
Комментарий специалиста по защите прав потребителей Алексея ЕГАРМИНА:
Юристы метрополитена имеют в виду федеральный закон от 29.12.2017 года №442-ФЗ «О внеуличном транспорте». Действительно, он вступает в силу с 30 декабря этого года. В нем есть статья 12 пункт 3, в котором указано, что в случае расторжения договора перевозки по причине одностороннего отказа пассажира, плата за нее и провоз ручной клади не возвращается. Отмечу, что к внеуличному транспорту относится весь транспорт, который передвигается по изолированным от автомобильных дорог путям. Это и метро, и монорельс, и трамваи.
— Но разве это не разногласие с законом «О защите прав потребителей»?
— Я считаю, что этот закон («О внеуличном транспорте». — «МК») противоречит интересам общества и уже существующему закону «О защите прав потребителя». Но в момент вступления эти два документа будут иметь одинаковую силу. Пока же суды встают то на одну сторону, то на другую, в зависимости от внутреннего убеждения судьи. У нас такие вещи бывают часто, когда законы принимаются в спешке, не прорабатываются и в итоге вступают в конфликт с уже имеющимися правилами. В принципе, если человек вносит предоплату, он имеет право отказаться от услуги в любой момент. Деньги должны быть возвращены. Поездки, которые продает метро, — это не просто право на проезд в вагоне от пункта «А» в пункт «Б». Это и договор на нахождение на станции, пользование всей инфраструктурой. Вагоны метро и так будут отправляться со станции, сядет конкретный человек в них или нет. По факту метрополитен не несет ущерба.