Перед 23 февраля «Росгвардия» устроила штурм в московском парке

фoтo: Eкaтeринa Гaбeль

Бaзa oтрядa «Пeрeсвeт» нaxoдится в тиxoм пaркe нa сeвeрe Мoсквы, пoэтoму дaжe прeдстaвить слoжнo, чтo пoдумaли мирнo прoгуливaющиeся мaмaши с кoляскaми, кoгдa из вoрoт выexaл нoвый брoнирoвaнный aвтoмoбиль «Пaтруль» в сoпрoвoждeнии дeсяткa вooружeнныx людeй…

Oснoвa любoй oпeрaции — грaмoтнoe взaимoдeйствиe. Пoэтoму снaчaлa штaб oтрядa рaзвeрнул узeл связи. Всe нeoбxoдимoe oбoрудoвaниe нaxoдится в мaшинe «Тигр»: aнтeнны, провода… Три бойца развернули радиостанцию за 9 минут. Один запустил генератор, остальные подняли антенны. Все очень слаженно и быстро. Проверка связи и — готово.

Кажется, что связисты — это вспомогательное подразделение, но это не так. Павел, командир расчета рассказал, что помимо связи его бойцы занимаются и физической, и боевой подготовкой.

— Мы в состоянии выполнить и другие задачи, не связанные с налаживанием работы связи, — говорит он. — Я пришел на службу в 2012 году, по призыву и сразу попал в войска связи. Меня затянуло — я стал много времени проводить за освоением сложной радиоаппаратуры и особенностей работы связиста. Ну, а потом решил подписать контракт. И вот, с 2013 года, я — в Росгвардии.

— Как быстро вы сможете прибыть на место в случае необходимости? — спрашиваю у него.

— Это зависит от расстояния. «Тигр» способен развивать скорость около 100 км/ч., а если двигаться в колонне, то это — 40 км/ч. Ну, а для развертывания командно-штабной машины на месте операции, как вы уже видели, нам нужны считанные минуты.

Павел рассказал, что 23 февраля спецназ Росгвардии встретит на боевом посту. Праздник праздником, а службу никто не отменял.

По соседству с «Тигром» стоит новый черный бронеавтомобиль «Патруль». Сделан он на базе «КамАЗа» и вмещает 6 спецназовцев. Интересно было попасть внутрь машины. Сидеть там оказалось более, чем просторно. Но, как выяснилось, в этот день на машине не планировали везти отряд спецназначения, она должна была принимать участие в учениях по разминированию.

фото: Екатерина Габель

По легенде, где-то по дороге к базе заложено взрывное устройство. Его необходимо найти и обезвредить. «Патруль» медленно ползет по дороге, впереди идут бойцы в полной экипировке — в балаклавах, шлемах, тяжелых бронежилетах — их вес, к слову, может доходить до нескольких десятков килограммов, с автоматами в руках.

Прогуливающихся в парке людей такой отряд «имперских штурмовиков» приводил в оторопь. А на самом деле, на месте жителей района с такой охраной я бы спала спокойно.

Впереди идут саперы и кинолог с собакой, их прикрывает оперативная группа. В случае попадания в засаду именно она примет на себя первый удар и обеспечит прикрытие своих коллег. Задача группы — обнаружить взрывное устройство. Аккуратно, специальными щупами саперы прочесывают местность. Пес то и дело зарывается носом в снег. Заодно и журналистов обнюхивает — вдруг мы что прячем.

А вот и подозрительный предмет. Казалось бы — обычная коробка, но собака, приблизившись к ней, прижимает уши и садится. Это — верный сигнал того, что обнаружена взрывчатка.

Группа прикрытия прекращает движение, бойцы приседают на одно колено. Теперь и «Патруль» подъезжает ближе и прикрывает своим бортом зрителей. В это время бойцы обезвреживают взрывное устройство при помощи приспособления в виде крюка на длинной, телескопической палке. Такой прибор называется «кошка», почти как в альпинизме. В подозрительную коробку с помощью этого крюка закладывают заряд, и она разлетается на куски.

Задание выполнено, командир доволен.

Капитан Григорий практически всю свою жизнь посвятил службе. Теперь и сам обучает молодых бойцов всему что знает и умеет.

Для меня служба — это постоянное совершенствование — себя, своих навыков, обучения личного состава. А главная наша задача, конечно, защита нашей страны, — рассказывает он.

По его словам, отбор в ряды «Пересвета» очень жесткий. Многие уходят, не справившись с физическими и психологическими нагрузками.

Человек должен сам трезво оценивать свои силы. Если он не дотягивает, то нужно об этом сказать командиру и тогда переведут либо в другое подразделение, либо он сможет уйти на гражданскую службу, — объясняет Григорий. — Здесь каждый хорошо понимает, что он в ответе за своих товарищей. И каждый понимает, что в любой момент может прийти приказ отправиться в любую точку нашей страны. Мы всегда к этому готовы.

фото: Екатерина Габель

Оказалось, что в отряде есть еще и боец, чью работу не должно быть видно. Пока мы разговаривали с командиром, к своим сослуживцам бесшумно подошел человек в белом маскхалате со снайперской винтовкой на плече. Вместе с ним ребятам предстоит штурмовать здание и уничтожить засевшего там террориста.

Учебный объект похож на обычную двухкомнатную квартиру. «Бармалей» забаррикадировался в дальней комнате и активно отстреливается. Спецназу нужно сначала войти в жилище, занять оборону в передней комнате и ликвидировать преступника.

На дверь крепят взрывное устройство, вспышка, громкий хлопок и дверь выбита. Через мгновение двое пересветовцев врываются в комнату, а террорист пытается отстреливаться. Вот здесь группу захвата и поддерживает снайпер. Он заранее занял позицию и готов поразить бандита в нужный момент. Но на этот раз группа захвата справилась самостоятельно.

Пока мы осматривали место действия, снайпер незаметно исчез. Чтобы узнать о тонкостях его работы, пришлось долго за ним «охотиться». Настигнуть его удалось только у столовой — все-таки война-войной, а обед — по расписанию.

Повар — одна из важнейших профессий в армии и прочих силовых структурах. Ибо, как гласит народная мудрость, «сытый солдат — Родины щит».

Росгвардейцев на обед ждал картофельный салат, суп, каша с мясом, фрукты и печенье. Традиционно качество обеда первым проверяет дежурный командир. На этот раз кулинарным критиком в столовой «Пересвета» стал и корреспондент «МК». Честно: это вкусно и даже без добавки наесться можно до отвала.

Видимо, осле обеда снайпер Степан несколько подобрел и согласился поговорить. Но предупредил, что всех подробностей своей боевой работы не раскроет.

— Почему ты выбрал именно эту специальность? — допытываюсь у снайпера, которому на вид не дашь больше 25 лет.

— Это решил командир. — рассказывает он — Если ты хорошо стреляешь, то это сразу видно на полигоне. Командир меня заметил и рекомендовал.

— Тебе приходилось бывать в горячих точках?

— Был на Кавказе, — ответ Степана прозвучал уклончиво.

— А почему ты вообще решил избрать карьеру военного?

— Для меня всегда примером были старшие братья, — не задумываясь отвечает он. — Все мои братья — военные. Кто-то уже уволился в запас, кто-то до сих пор служит. Мне, как и им, тоже всегда хотелось защищать Родину. Я думаю, что это очень правильно…