фoтo: ru.wikipedia.org
Фoтo: Russianname.
Кoллeгия пoдтвeрдилa принятoe 20 aпрeля рeшeниe Вeрxoвнoгo судa, кoтoрым пo инициaтивe Минюстa oргaнизaция былa ликвидирoвaнa нa тeрритoрии всeй стрaны, a вeсь ee дoxoд oбрaщeн в пoльзу гoсудaрствa. Тeпeрь этo рeшeниe вступилo в зaкoнную силу.
Нa зaсeдaнии в пoнeдeльник прeдстaвитeли «Свидeтeлeй Иeгoвы» утвeрждaли, что не занимались экстремистской деятельностью. По их словам, они лишь «читали и обсуждали Библию». Также члены организации, по словам адвоката Антона Омельченко, не использовали экстремистскую литературу, поскольку все книги были уничтожены самими верующими, а если какие-то экземпляры и остались, то только на руках у отдельных людей и использовались они «никак не для распространения, а для личного чтения». По словам адвоката, материалы из экстремистского списка в помещения организации подкидывали сами правоохранители.
А представитель Минюста РФ Светлана Борисова заявила суду, что несмотря на все претензии и профилактические беседы, руководство центра "Свидетелей Иеговы" не только не прекратило свою экстремистскую деятельность, но и продолжает настаивать на том, что она таковой не является.
Решение, принятое судом, положительно принял российский религиовед, зампредседателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Роман Силантьев:
— Решение правильное. Это самая крупная экстремистская организация действующая на территории России. Ее численность 80 тысяч человек. Присутствует она практически во всех регионах, только в Ингушетии их нет. Экстремизм бывает двух типов внешний — когда разжигается рознь в отношении людей другого цвета кожи, других национальностей, вероисповедания и внутренний — когда в организации издеваются над самими членами. У "Свидетелей Иеговы" присутствовали оба вида экстремизма. Это одна из крупнейших сект в мире и в ряде стран она тоже запрещена, так что Россия — не первая страна, запретившая их деятельность.
— А в каких странах эта организация легально действует?
— Во многих странах, в том числе, в США и странах Западной Европы.
— Почему там их не запрещают? Они как-то иначе себя ведут?
— У них иная специфика законодательства и ведут они себя там иначе. Все-таки это секта американского происхождения и на территории США ей трудно заниматься, в частности, шпионажем. А в других странах она вполне может действовать под прикрытием шпионских структур.
— Можете припомнить какие-то вопиющие случаи, связанные с этой организацией?
— С нею связаны целую совокупность смертей детей по причине отказа их родителей в переливании крови. Немало таких случаев. Умирают и взрослые, конечно, но особый резонанс вызывают смерти детей. Кроме того, эта организация очень жестко контролирует жизнь своих членов. Сейчас уже доступны свидетельские показания о том, что людям запрещали самостоятельно выбирать работу, получать образование, ограничивали их круг общения. А тем людям, которые из организации выходили, объявляли бойкот. На Сахалине была такая история, когда лидер организации из нее ушел, после чего другие ее члены, завидев его, переходили на другую сторону улицы.
— Где в России организация была наиболее многочисленной?
— Больше всего членов она насчитывала в Краснодарском крае. Но руководящий центр ее под в Санкт-Петербургом, в поселке Солнечная. В каких-то регионах общину уже признали экстремистской, еще до запрета основной организации.
— Как вы считаете, чем обусловлен тот факт, что именно в Краснодарском крае «Свидетелей Иеговы» было больше всего?
— Вопрос хороший. В принципе, Краснодарский край сам по себе занимает треть Российской федерации, там много населенных пунктов, а в Москве и Санкт-Петербурге выше конкуренция других сект. В Краснодарском крае эта конкуренция поменьше. Я склонен объяснять этим, хотя, полагаю, что могут быть и другие причины, которые я специально не изучал.
Между тем, российский религиозный деятель Андрей Кураев решение суда раскритиковал:
— Видите ли, наша Госдума приняла достаточно жесткий закон о борьбе с экстремизмом, согласно которого любое колхозное собрание можно признать экстремистами. А любой районный суд привлекает совершенно непонятно откуда набранных экспертов с образованием сельхозтехникума, которые оказываются специалистами в истории религиоведения, в истории, литературе, языках, чье мнение потом не ставится под сомнение. Вот из свежих скандалов: достаточно классическая книга, объявленная экстремистской — книга иудейского писателя Маркуса Лемана «Насильно крещеные». Это художественная книга с исторической основой, по поводу которой еврейские организации заявляют свой протест, посмотрим кто окажется сильнее в этом вопросе. Что касается иеговистов, то я так и не смог увидеть конкретно, тексты каких изданий являются экстремистскими. Это ситуация на уровне юноши инвалида, который отнял мотоцикл у омоновца или пьяного мальчика. Потому что вот людей, которых Гитлер и Сталин сажали за пацифизм, обвинять в экстремизме, это смех сквозь слезы. Да, конечно, у них есть резкие оценки других религий. Но и у нас они есть в их адрес. Здесь мы более чем квиты. Я и сейчас считаю, что да, это секта, опасная для людей, но, мне кажется, другие должны быть методы противостояния ей. В частности, информирование, например, через сеть поликлиник района о том, как они со здоровьем своих прихожан обращаются. А не запреты и загнания их в подвал. Пробовали все это и в Третьем рейхе и в Советском союзе, ничего хорошего это не принесло.