«Регулярно спасаем произведения искусства»: как будут реставрировать изрезанную картину Репина

фoтo: ru.wikipedia.org

— Мы рeгулярнo спaсaeм прoизвeдeния искусств пoслe кaкиx-тo aвaрийныx ситуaций. Дaвaйтe вспoмним Грoзнeнскую кoллeкцию — этo вeщи из музeя в Грoзнoм пoслe вoeнныx сoбытий. Oни были в чудoвищнoм сoстoянии. Кaртины были и рaзрeзaнныe, на некоторых вандалы вырезали части изображений — глаза, лица. Были вещи сгоревшие, со следами пуль. Их восстановлению была посвящена целая выставка «Вернем Грозному музей» в 2002 году, которая прошла в стенах Третьяковской галереи и по этой выставке есть каталог. Мы работали и с Дрезденской коллекцией, пострадавшей во Второй мировой войне, спасали Венецию после затопления, Мурановский музей после пожара. Да и в самом Центре Грабаря в 2010 году был пожар, тоже пришлось работать с пострадавшими в огне вещами. Реставрационная школа России необходимыми знаниями и навыками обладает.

— Какие работы могут потребоваться для восстановления картины «Иван Грозный и его сын Иван»?

— В первую очередь необходимо заделать разрывы — методом стыка они должны быть склеены. Очень вероятно, что потребуется и укрепление холста в местах ударов. И, возможно, неоднократное: стойка, которой были нанесены повреждения — довольно тяжелый предмет и не может там не быть деформаций. После этого в места утрат нужно подвести реставрационный грунт, уточнить его, после чего провести реставрационные тонировки. Огромное счастье что повреждения не затронули области лица и рук.

— Сколько времени может на это понадобиться? Некоторые эксперты называют сроки даже в несколько лет.

— Для того, чтобы сделать правильные прогнозы по срокам реставрации, мне нужно посмотреть на полотно своими глазами. Пока у меня такой возможности не было. Полотно довольно большое и, определенно, процесс будет не быстрым, поскольку он включает и документооборот, и ряд расширенных реставрационных Советов, и внеплановые работы, и выбор места под реставрацию… Все это может занять, я думаю, и полгода и год.

— Назвали и примерную стоимость работ — 500 тысяч рублей. Чем она может быть обусловлена?

— В данном случае — это внеплановые работы — придется отложить кучу всего, что сейчас находится на столах реставраторов, а это вещи, которые идут на выставки. Реставраторам придется работать сверхурочно — выставки в Третьяковской галерее никто не отменял, к ним надо готовиться, а сейчас приедет огромный экспонат, который нужно срочно восстанавливать…

— Правильно ли я понимаю, что в основном стоимость восстановления составит оплата труда реставраторов? Или понадобятся еще дорогостоящие материалы?

— Материалы, разумеется, тоже придется закупить. А что касается стоимости работы реставраторов, то я хочу сказать, что названа на самом деле очень скромная сумма для работы с таким полотном. Я даже удивилась, что так мало, это фактически минимум.

— Можете вспомнить, сколько стоили работы по реставрации полотна подобного размера, пусть и не столь известного, с похожим характером повреждений?

— Грозненскую коллекцию мы делали в рамках плана, за зарплату. Мураново тоже в рамках плана. И многие аварийные работы проводились без дополнительных оплат. Названная цифра, скорее, необходима для судопроизводства. Чтобы завершить судебное делопроизводство, необходимо назвать стоимость ущерба.

— То есть, при определении ущерба, возможно, была учтена примерная стоимость реставрационных работ в принципе?

— Наверное. Это ведь необходимо. Как без этого?