фoтo: Иринa Бoбрoвa
– Aвaрийнo пoсaдить тяжeлый сaмoлeт нa вoду – слoжнeйшaя зaдaчa дaжe при срaвнитeльнo блaгoприятныx пoгoдныx услoвияx, – рaсскaзывaeт Миxaил Вaсильeвич. – В бoльшинствe извeстныx мнe случaeв тaкиe пoпытки заканчивались гибелью самолета и всех, кто на нем летел. Хоть какие-то реальные шансы на спасение бывают, если неисправный самолет падает с большой высоты. Тогда у экипажа появляется время и возможность спланировать и обеспечить более «мягкую» встречу корпуса крылатой машины с водой. Как правило, даже при самых благоприятных случаях в таких катастрофах выживают 2-3 счастливчика из всех, кто был на борту, остальные погибают.
Михаил Гоголев рассказал «МК» о произошедших до нынешней трагедии трех случаях гибели авиалайнеров в море в относительной близости аэропорта Адлера. Самый ранний из них датирован 1 октября 1972 года. Тогда в Черное море вскоре после взлета рухнул турбовинтовой Ил-18, совершавший рейс из Сочи в Москву. Никто из 109 человек – пассажиров и членов экипажа, – не выжил. Глубина на месте крушения самолета оказалась большой, вдобавок очень сложный рельеф дна, поэтому, как ни старались, поднять удалось лишь некоторые мелкие обломки. По ним определить причину аварии экспертам не удалось.
Другой «черноморский» случай широко известен. Это гибель 4 октября 2001 года Ту-154, который выполнял рейс из Тель-Авива в Новосибирск и был по ошибке сбит ракетой украинских сил ПВО. Здесь о какой-либо попытке садиться на воду и речи быть не могло. Разрушенный взрывом самолет рухнул на дно вместе с 74-мя находившимися в нем людьми.
Наконец, еще одна катастрофа произошла чуть больше десяти лет назад – весной 2006-го. Тогда в условиях плохой погоды лайнер, принадлежавший армянской авиакомпании и летевший в Сочи из Еревана, рухнул в воду при повторном заходе на посадку в аэропорту Адлер. Жертвами трагедии стали 113 человек.
В истории отечественной авиации есть десятки случаев аварийного «приводнения» пассажирских самолетов в других местах – в морях и озерах. Почти всегда дело кончалось смертью. Однако в этом черном списке можно все-таки найти несколько счастливых исключений.
Например 21 августа 1963 года прямо в черте Ленинграда на участок Невы между двумя мостами умудрился спланировать «аэрофлотовский» лайнер Ту-124, летевший из Таллина в Москву. Из-за внезапного отказа двигателей он не смог дотянуть до аэропорта Пулково, но повезло сесть на «брюхо» в Неву. И не затонуть. Самолет быстро отбуксировали к берегу и спасли с него всех, кто был на борту – 52 человека.
В случае со среднемагистральным Ту-134 аварийная ситуация была специально смоделирована экипажем. 17 июля 1972 года этот самолет, принадлежащий Минавиации, совершал испытательный полет, на борту был только экипаж – 5 человек. В воздухе нужно было проверить экстремальные режимы работы электрооборудования, но при отключении экипажем бортовой сети питания встали и топливные насосы. Их следовало перевести на ручной режим работы, однако это почему-то не сделали. В результате оба двигателя заглохли, и командиру пришлось экстренно сажать лайнер на плес Икшинского водохранилища. Все закончилось благополучно, никто не пострадал, кроме самолета, конечно. После такого купания этот «сто тридцать четвертый» уже не годился для полетов, и его приспособили под тренажер.
Смотрите фоторепортаж по теме:
Лица погибших в катастрофе Ту-154: в списке жертв 92 человека
86 фото